«Дороги благовоний, жемчуга и нефти, современная архитектура и музеи» в сопровождении историка искусства В.Е. Сусленкова
Путешествие в страны Персидского Залива (2 эмирата Объединенных Арабских Эмиратов, королевство Саудовская Аравия, королевство Бахрейн, эмират Катар, султанат Оман) несколько отличается от традиционных туристических маршрутов по региону – с аттракционами развлечений, дорогим шопингом, пляжами и ресторанами, атмосферой глобалистского мира. Цель этого путешествия – попытка составить прежде всего историческую картину пусть не насыщенного масштабными памятниками древней и старой истории, но все же одного из важнейших регионов Востока.
История земель и государств, находящихся непосредственно на берегу Залива, в целом сходна. Заселенные уже во времена выхода первых людей из Африки (мы увидим поселение Млейха в Шардже), в V–IV тыс. до н.э. они развиваются в контексте истории древней Месопотамии (поселения Дильмуна в Бахрейне, Млейха), став важным пунктом в культурных связях с древнейшей цивилизации Индии – с культурой Мохенджо-Даро. Вместе с Месопотамией с I тыс. до н.э. Залив оказываются в составе всех великих империй Востока, включенные в их жизнь как портовые зоны морской торговли; рядом с ними на территории полуострова в выходом в Залив формируются и древние аравийские царства (Лихьян в Саудии, Набатейское царство со столицей в Хегре, Млейха в Шардже). С VII в., с распространением Ислама (древняя мечеть аль-Хабис в Бахрейне, музеи Исламской цивилизации в Дубае, Шардже, Дохе) бассейн Залива – в составе Халифата, но очень быстро здесь начали формироваться фактически независимые от центра государства, жившие перевалочной торговлей на перекрестке между Африкой, Индией и Ближним Востоком и Ираном, из которых и происходят современные монархии.
Помимо контроля за проплывавшими торговцами богатство Залива зиждилось прежде всего на жемчуге (фактически вплоть до нач. XX в.), а с Великими географическими открытиями европейских государств он обрел и высокую военную ценность, т.к. владевшему Заливом открывались широкие торговые и военные пути и – опять же – ценный жемчуг (кварталы ловцов жемчуга в Дубае и в Бахрейне). Португальский, персидский, османский и, наконец, британский контроль здесь закончился фактически к 1971 г., когда все полунезависимые эмираты Залива получили независимость, когда начались масштабные разработки нефти. Кроме того, сосредоточение крупного банковского капитала, амбиции модернизированного Ислама укрепили положение стран Залива как крупного центра мировой торговли и современной культуры (современная архитектура Дохи, Дубая, Омана, Шарджи, крупнейшие музейные проекты, сорвменная мусульманская архитектура, и др.).
Отдельная «дорога» путешествия – посещение Саудовской Аравии, но только в доступных (и действительно интересных) городах – аль-Уллы и соседнего Мадаин-Салеха и Джидды (оба города находятся достаточно близко от Медины и Мекки, но последние исключены из поездки, т.к. все исторические памятники и святыни для нас закрыты). Это тоже крупные торговые центры: аль-Улла – древний Дедан, столица аравийского царства Лихьяна, соседний с нею Мадаин-Салех – древняя Хегра, одна из столиц Набатейского царства и потому близкая своим обликом Петре – несомненно это самые значительные и архитектурно интересные исторические памятники всей поездки. Богатство Джедды выросло на торговле на Красном море, одним из крупных портов которого она когда-то была, особенно после строительства Суэцкого канала.